А перерыв в Чемпионате страны всё-равно будет ... нашим футболистам отдых нужен: работа изнуряющая, зарплаты маленькие. Да и чинушам надо покрасоваться среди жирафов, носорогов и крокодилов.
А что Вы хотели ...
... если всего одна (!) приличная игра за 4 (!) года.
... если "господа заседатели" не могут грамотно
составить Регламент Чемпионата своей страны.
... если полумифическая организация "Федерация
футбольной истории и статисктики" не понятно за
какие деньги или какими-то малопонятными
формулами выводит некую сборную в десятку
лучших сборных мира.
... если некто по ТВ не стесняется называть
болельщиков некой сборной - лучшими
болельщиками мира ( или Европы ? ) по
перфомансу, не понимая, что это уже вчерашний
день, что "бросать деньги на ветер" - это уже
давно не модно, типа - дурной вкус. Всё это в
нормальных странах в прошлом. Впрочем ...
стране, где идёт постоянное "реанимирование"
гиганта МИРОВОГО :) автомобилестроения - это
вряд ли понять.
... если для победы в Чемпионате страны можно
купить всего лишь 13 игр.
Может хоть теперь "лёд тронется" ?
П.С. : как никогда становится актуальной :)книга : А.Аршавин: «Мы сделали это! История великой победы».
Ну что ж ... появилось два повода "завязать" с представлением на этом сайте разных программ и того, что какой-то "**й с бугра" (или "... из-за бугра") называет "программа сезона".
повод номер 1
Не вижу смысла заниматься представлением в Интернете (где в какой-то момент сайт могут "завалить", как у одного украинского коллеги) в тот момент, когда появилась возможность подняться на более высокий :) уровень, а именно : всё представить в бумаге и получить (спасибо спонсору !) не только моральное, но и материальное удовольствие. В дальнейшем на этом сайте если и будет появляться инф-я, то на отвлечённые от программоктемы (до тех пор пока либо проект не будет завершён до конца ... примерно 18-20 выпусков "Каталога" ("от царя-гороха" до наших дней) за 2-2,5 года, либо ... пока у спонсора не пропадёт интерес к проекту)+ инф-я о выходе очередных выпусков "Каталога".
повод номер 2
Откровенно говоря, надоело писать по-русски (русскими буквами), но при этом получать какие-то "отзывы" от человека, у которого инф-я от глаз до мозга доходит в искажённом виде. Касается это представленному мной сочинскому изданию. (цитата с моими комментариями)
"А уж тем более этот журнал с большим правом может именоваться программой, чем бумажка из Сочи `84, с кубковой сеткой внутри. Там вообще никакой конкретной информации нет. Ни дат, ни конкретных названий команд и т.д. (после таких слов закрались сомнения : а видел ли пишущий, что там внутри ? Видел ! Ну ... тогда либо проблемы с глазами, либо с мозгом. Есть и даты и конкретные команды. Если кто-то сомневается, то ниже написано, что человек готов Вам выслать сканы всех 4-х страниц). Очерчены, так сказать, контуры сезона, включая Чемпионат (одна строчка) , Кубок (для "слепых", у которых "никакой конкретной информации нет": строка "с хвостиком" + 1,5 страницы "с хвостиком" - более 75% "полезной" площади, т.к. издание такое, что под текст отведены только 2 внутренние страницы), ЕК (2 строки), матчи сборной (14 слов)(не поленился ... взял первую попавшуюся программу с участием "Зенита" и "Динамо" Киев - Кубок Федерации 27.05.1988. Из 6-ти страниц - целая страница посвящена ... и не в очертаниях, а подробно ... чему ? ... Чемпионату Европы -1970-1972. И таких примеров - куча (если не заниматься голым пиз**больством). В помойку, т.е. к "программе сезона", по логике О.С. отправлять ?). Совпадением ( да уж ... не очень приятное для О.С. "совпадение" что: зима ... утро 18.02.1984 ... стадион в Киеве вполне возможно под снегом ... "Динамо" Киев ещё не знает, будет ли матч 22.02.1984 у них домашний (или "домашний") со СКА "Карпаты" или же выездной (или "выездной") со "Спартаком" (Орджоникидзе) ? Ещё больше этого не знали на стадионе в Киеве ... а им это и не надо знать ... . И такая ситуация с каждой парой ... а времени между этапами всего по 3-4 дня. Можно "зайти" и с другой стороны: "совпадение" в том, что в 1/16 прошёл СКА (Киев) и почему-то, в отличии от Динамо" Киев, смог 22.02 сыграть (если не ошибаюсь) домашний матч в Киеве, а не быть "хозяином" на стадионе в Сочи ... невезуха, однако). является лишь то, что игры первых стадий (ну ... если 1/4 финала (матч "Зенит" - "Торпедо") - это "первых стадий" ... хм ... улыбнуло). Кубка действительно игрались в Сочи (если человек вдумчиво (с этим, конечно же проблема) прочитал Регламент, описанный в данной программе, то понял бы, что кол-во матчей в Сочи определялось по ходу турнира и никто не знал (повторюсь): где будет играть (не то что город, а даже "дома" или "в гостях"). Место проведения игр определялось (в зависимости от того, кто победил на предыдущем этапе (хозяин или гость и т.п.)) в теч. (снова повторюсь) 3-4 (!!!) дней в т.ч. предусмотрена и жеребьёвка (т.е. и стадион г.Сочи дня за 4 до матча не знал кто у них будет играть и будет ли играть вообще) ... . Читайте Регламент!). Сетка расчерчена до финала. Значит, следуя логике, это второй вид программы на финал? (с восприятием русского языка, похоже, не всё в порядке ... уже не в первый раз ... ясно было написано, что : "Программа на все матчи Кубка СССР-1984, состоявшихся в г.Сочи". Финал, увы, в Сочи не игрался). Но, с таким же успехом, подобные издания, в предверии сезона, выпускались и в Барнауле, и в Таганроге. (дежа-вю какое-то ... где-то лет 5 назад примерно то же самое я услышал от одного человека, которого многие считают авторитетом). А именовались они, не иначе как "программа сезона". (и снова "мимо кассы", опять-таки цитирую себя : 1. выпуск г.Сочи ( подготовлен и выпущен в феврале 1984 г. (без точной даты), имеет тираж , цену ... можно предположить, что распространялась на матчах ). Добавлю ещё фразу из программы : "... начиная с 18 февраля на Центральном стадионе г.Сочи состоится ряд официальных футбольных матчей с участием команд Первой и Высшей лиг советского футбола.". Кроме того: может, конечно, что-то упустил, но ... никогда не попадались издания, которые тут называют "программами сезона", выпущенные в советские времена, где не было команды мастеров, и ... вдобавок приглашающие на игры в этом (своём) городе ЧУЖИХ команд). По поводу этой сочинской вещи, пару лет назад, у меня был спор с коллегой из Львова. Коллега утверждал, что программа на матч СКА Карпаты vs. Динамо Киев на Кубок `84 в Сочи была. Убедить его никак не удавалось, пришлось выслать скан всех четырех страниц. После этого вопросов у него больше не было. Он со мной согласился. (ну убедил человека из Львова, т.к. нет имени, то быть может, очень даже хорошего человека, но ... может его выбор был из тех соображений, что при спорности издания проще (чтоб не заморачиваться с поиском) сделать вывод, что это не программа). Так что, если для кого этих слов не хватает, обращайтесь, пришлю скан, сами определитесь..." (тут на "Гостевой" этого сайта (см. пост от 30.08.2009) был желающий не только получить сканы, но и получить данное издание в коллекцию. Если это "непонято что" и имеешь её - может продашь/обменяешь человеку?).
Тему эту развивать дальше не вижу смысла ... изначально было сказано :
"Вашему вниманию предлагается для некоторых спорная вещь ... " ... спорить с собирателем клубных журналов (свои мысли про "Фиорентину" писал в новости от 18.02.2007) - то же самое, что и пытаться вразумить его "коллегу" по несчастью, у которого: "ХИФК Финляндия - Зенит - вместе с билетом выдавались буклет и программа, поэтому отдельно программа сама по себе ценности не имеет".
Свои доводы (а не голое пиз**больство) привёл ранее ... моё мнение: доводы достаточно убедительные.
"Газпром" обещал подарить петербуржцам футбольную арену, которая станет выдающимся памятником архитектуры нового времени. "Подарок" обошелся бюджету в миллиарды рублей, культурному наследию – утратой уникального памятника советской архитектуры (снесенный по желанию "Газпрома" стадион им.Кирова, спроектированный ведущим мастером ленинградского авангарда Александром Никольским, ранее охранялся государством как объект федерального значения). Строительство, сопровождаемое скандалами, подковерными битвами, загадочными финансовыми манипуляциями и тяжбами обманутых исполнителей работ, едва ли завершится к изначально установленному сроку. Но имеет все шансы стать символичным памятником времен беспредела.
Стратегический халявщик
Старт этой истории был дан в декабре 2004 года, когда правительство Петербурга приняло постановление о сооружении нового стадиона. Проект наделялся статусом стратегического, в двухмесячный срок предписывалось "представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга предложения о строительстве стадиона за счет средств ОАО "Газпром", механизме реализации проекта и комплексном развитии западной части Крестовского острова".
Именно в этой западной части "Газпром" получал – в качестве компенсации, - участок площадью 48 га. Как пояснял тогда "Коммерсанту" генеральный директор дочерней структуры "Газпрома" ООО "Лентрансгаз" Сергей Фурсенко, "на участке будут возводиться коммерческие объекты". Теперь в Смольном дают разноречивые комментарии на сей счет: то заверяют, что изымут эти земли у "Газпрома", раз он отказался финансировать строительство стадиона, то утверждают, что участок вовсе не передавался. Так или иначе, но никаких распоряжений, отменяющих действие соответствующего приложения к постановлению 2004 года, обнаружить не удалось.
А "компания № 1", так и не вложившая в проект ни копейки, продолжает включать сооружение стадиона в перечень своих благодеяний. Из одного рекламного материала в другой кочуют утверждения о том, что "решение о строительстве новой арены было принято на встрече губернатора Валентины Матвиенко и председателя правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера", что "осуществить широкомасштабный проект стало возможным только с приходом в Санкт-Петербург и большой футбол такого солидного инвестора, как "Газпром"", а "строительство идет точно по графику". В одноразовой агитационной газете "Санкт-Петербург. Новая жизнь", выпущенной тиражом 250 000 экз., утверждалось: "Уже весной 2009 года "Зенит" проведет свой первый официальный матч на "Газпром-Арене". Хотя по заявлению Александра Дюкова, президента ФК "Зенит", по состоянию на 25 апреля 2008 года темпы работ позволяли говорить о сдаче стадиона в эксплуатацию не раньше 2010 года.
Валентина Матвиенко в августе 2007 года уверяла горожан – новый стадион войдет в строй весной 2009 года, в июле 2008 года уже "выражала надежду", что если в течение двух недель станут понятны источники финансирования, можно будет "успеть к сезону 2009—2010 годов".
К осени прошлого года надежды на возможное финансовое участие "Газпрома" развеялись окончательно. Реализация навязанного Миллером амбициозного проекта целиком легла на плечи налогоплательщиков. Что же касается темпов работ, то к тому времени были лишь завершены земляные и свайные работы, начато бетонирование стен и перекрытий.
Действующие лица и исполнители
Отказавшись от финансирования проекта, "Газпром" не отказался от освоения немалых бюджетных средств. Близкая ему структура, специализирующаяся на добыче, транспортировке и переработке нефти – ЗАО "Корпорация Синтез", за несколько месяцев до проведения конкурса образовала ООО "СИНТЕЗ-СУИ", которое и выиграла генподряд на строительство стадиона. Победа была предсказуемой – по загадочным причинам соискателей оказалось всего двое, "СИНТЕЗ-СУИ" и немецкая компания АО "ХОХТИФ Акциенгезльшафт". Компания эта, ведущая свою историю с конца 19 века, только за последние 40 лет участвовала в разработке проектов и строительстве более 500 спортивных сооружений по всему миру (олимпийский стадион в Мюнхене, спортивная арена в Амстредаме, стадион "Вестфалия" в Дортмунде, стадион в Лиссабоне и др.).
Однако по формальным причинам до конкурса немцев так и не допустили, придравшись к якобы обнаруженным оплошностям в оформлении заявочных документов. Таким образом, генподрядчик был определен на безальтернативной основе. Исход "конкурса" поразил специалистов. Так, автор архитектурного решения стадиона на Крестовском Кишо Курокава в беседе с нашим корреспондентом признавал, что сделанный в пользу "Синтез-СУИ" выбор "вызывает очень большое удивление": "Я думаю, что компания ХОХТИФ лучше, - говорил знаменитый архитектор. – Но, как вы понимаете, это было не мое решение".
Затем "СИНТЕЗ-СУИ", обещавшее построить стадион за 6,6 млрд рублей, трансформировалось в ООО "Авант", а смета, утвержденная к августу 2008 года Главгосэкспертизой России, выросла до 23,7 млрд рублей.
В ноябре 2008 года Смольный расторгает госконтракт с "Авантом" - как поясняется, именно по причине значительного удорожания проекта. К тому времени "Авант" успел "освоить" 5 млрд 450 млн бюджетных рублей. Месяцем позже гендиректор ООО "Авант" Григорий Фельдман погибает в автомобильной катастрофе.
А новый тендер на завершение работ по возведению арены на Крестовском выигрывает подконтрольная Олегу Дерипаске компания "Инжтрансстрой", предложившая 30-процентное снижение стартовой цены госконтракта - до 13 млрд рублей, - и пообещавшая достроить стадион к 2010 году. Эксперты весьма скептически оценили реальность выполнения заявленных обязательств, усомнившись в самой возможности завершить необходимые работы в такой срок и за такую сумму. Глава смольнинского комитета по строительству Роман Филимонов, отвечая на вопрос "Коммерсанта" о том, не считает ли он столь резкое снижение цены критичным для реализации проекта, был предельно лаконичен: "Считаю". Попутно заметив, что полагается на "ответственность подрядчиков, подкрепленную обеспечением исполнения контракта".
Верните деньги!
Меж тем, с зимы этого года в суды хлынули иски от субподрядчиков, требующих выплатить им деньги за сделанную работу. Арбитражный суд принял к рассмотрению иск о признании ООО "Авант" банкротом. Субподрядчики пытаются взыскать с него 624,5 млн рублей – в частности, 141 млн рублей за рабочий проект стадиона, 123 млн рублей за набивание свай, 14 исков подано Главным управлением спецстроительства (ГУССТ № 3) Северо-западного отделения Спецстроя России (в общей сложности на 166 млн рублей, не полученных за выполненные строительные работы), всего же подано 60 исков.
Некоторые из пострадавших от определенного исполнительной властью Петербурга генподрядчика намерены инициировать возбуждение уголовных дел, полагая, что действия руководства ООО "Авант" могут быть квалифицированы как мошенничество.
Смольный же от конфликта попросту дистанцировался – чиновники ссылаются на то, что у них-де "нет правовых полномочий оказывать действенные меры по понуждению руководства ООО "Авант" к оплате…" При том, напомним, госзаказчиком проекта является смольнинский комитет по строительству, который и утвердил столь ненадежного генподрядчика. Скандал тем временем уже вышел за границы отечества – свои обоснованные претензии предъявляют и зарубежные компании, привлекавшиеся к сотрудничеству "кинутыми на деньги" субподрядчиками.
При сложившихся финансовых обстоятельствах весьма проблематичным оказывается привлечение новых исполнителей субподрядных работ. Представители строительных компаний, приглашаемых к участию в выполнении тех или иных подрядов на Крестовском, говорят о неадекватно заниженных ценах. Так, по некоторым данным, за заливку бетона предлагают 600 рублей за кубометр – но, по словам строителей, за такие деньги нынче не договоришься даже с гастарбайтерами из Средней Азии.
Экономия и безопасность
Средства, оставшиеся после удовлетворения жажды всех участников цепочки питающихся от бюджетного источника, очевидно недостаточны для завершения строительства в установленные сроки. И далеко не все из предлагаемых руководством путей экономии оказываются в ладах с безопасностью.
Валентина Матвиенко, побывав на стройплощадке в феврале, призвала возводить стадион "всем миром", привлекая болельщиков к "общественным работам", и пригрозила генподрядчику натравить на него фанатов, если установленные сроки будут сорваны. Не вникая в технологические тонкости, губернатор (химик-фармацевт по образованию) велела поторопиться с закупкой отечественного металла, которым в условиях кризиса надлежит заменить предусмотренный в проекте импортный.
Проектировщики попытались было объяснить, что такая замена потребует новых расчетов новой экспертизы. Однако Валентина Ивановна их доводы отвергла: "Вместо того, чтобы рассуждать, надо как можно быстрее разобраться с металлом! Цена уже пошла! Месяц-два потянете - и все!" Так и порешили – обойтись без экспертиз.
В целях экономии предлагается сделать верхние ярусы трибун (75% общей высоты сооружения) не из финской стали, как предусматривалось проектом Курокавы, а из железобетона, а крышу выполнить не из импортного металла, а из отечественного. У специалистов такие изменения вызывают закономерную обеспокоенность.
Так, в интервью журналу "Город-812" заместитель директора ЦНИИСК им. Кучеренко (разработчики рабочего проекта стадиона, Москва) Александр Мелентьев замечал: "У нас в проекте изначально заложен металл, который на 90% можно сделать на российских заводах. Но есть ряд ответственных деталей – пилоны, которые держат на вантах крышу, а также отливки, соединяющие части каркаса этой крыши в единое целое, которые будут делаться в Германии. Технологии на российских заводах не позволяют сделать их надежными. Я этого не допущу, чтобы не превратить стадион в новый "Трансвааль".
Мелентьев уверен: "Все, что касается конструкции, мы и так уже оптимизировали – над этим в течение года бились семь докторов наук, у которых накоплен огромный опыт в этой области: мы проектировали стадион в Крылатском, стадион "Локомотив" в Черкизове, Ледовый дворец на Ходынке. На конструкции уже ничего сэкономить нельзя, если не менять ее принципиально".
Дымовая завеса
Удивительно, что при наличии столь существенных проблем информационными поводами для обращения к теме строительства стадиона на Крестовском все чаще становятся какие-то мелочи – вроде передислокации обеспечивающих он-лайн трансляцию проводимых работ веб-камер. Этим игрушкам Валентина Ивановна уделяет чуть ли не первостепенное внимание, и ее наставления на сей счет дружно тиражируют десятки городских СМИ. Хотя горожанам, безусловно, гораздо полезнее было бы понять, наконец, что же происходит "за кадром" - куда пошли их деньги, насколько обоснованы утвержденные сметы, кто ответит за уже израсходованные невесть на что суммы (при неоплаченном до сих пор труде субподрядчиков).
Вместо этого петербуржцев развлекают объявленным Смольным конкурсом на выбор имени для будущего стадиона. Причем и тут не обходится без запудривания мозгов и обеспечения интересов "стратегического инвестора № 1". Так, независимый опрос, организованный ГАZЕТА.СПб, дал такие результаты: за название "Крестовский" - 31% опрошенных, "Петербург-Арена" - 18,3, "Стадион им.Кирова" - 14,7%, "Зенит" - 14,5%, "Газпром-Арена" - только 9%. Однако произведенный Смольным подсчет дал совсем иной (хотя и вполне предсказуемый) результат: по заявлению пресс-службы комитета по физкультуре и спорту, "чаще других пока высказывается идея назвать футбольный стадион "Газпром-Арена". Реакция болельщиков нашла отражение на их форумах, самый поддерживаемый вывод: "Не верю!.. Они и выборы так считают!"
"Если с самого начало все было ясно с названием, зачем этот фарс?", "А если комитет не устраивают варианты от населения, пусть обращаются к профессионалам, а не зацикливаются на своей комфорке", - замечают участники обсуждения.
Но мнением профессионалов как раз никто из чиновников до сих пор и не поинтересовался. За них это сделал портал "Санкт-Петербург.ру", обратившийся к члену Топонимической комиссии Санкт-Петербурга Андрею Рыжову. Эксперт пояснил, что при выборе названия стадиона следует учесть "топонимическое окружение" его местоположения, актуальность названия и собственно назначение объекта. Пока ни один из предложенных вариантов не отвечает всем перечисленным требованиям, но наиболее подходящим можно счесть название "Крестовский" - оно абсолютно оригинальное, петербургское, соотносится с названием места и ближайшей станцией метро "Крестовский остров".
Что же до "Газпром-Арена", то в этой связи Рыжков замечает: "Спонсорство – вещь преходящая, к тому же "Газпром" именно от участия в строительстве стадиона и отказался, что делает такой вариант названия совсем уж нелогичным и неприемлемым".
Окончательные итоги конкурса на имя для не существующего пока стадиона обещают огласить к новому году. Что не мешает "компании №1" уже сейчас называть его в своих агитационных материалах исключительно "Газпром-Арена".
Сопровождение с опережением
Тем временем мега-проект позволяет паразитировать на нем не только меняющимся соучастникам процесса освоения выделенных на сооружение стадиона средств, но и тем, кто не имеет к нему непосредственного отношения, однако сумел извлечь немалую выгоду под эгидой глобальной "стратегической задачи".
Сама спортивная арена появится еще бог весть когда, но уже распахнула двери гостиница, презентуемая под маркой "отеля для болельщиков Зенита". "Отель-парк" (Северная дорога, 12) на 300 номеров, с конференц-залом на тысячу посетителей и стоянкой на 2 000 автомобилей, рекламируется как "расположенный в Приморском парке Победы" (охраняемый объект наследия и рекреационная зона, где строительство запрещено законом). Неподалеку, кстати, уже есть гостиница "Крестовский остров", и, по мнению экспертов, едва ли приезжающие в Петербург поклонники спорта предпочтут новый отель, не имеющий удобного транспортного сообщения, другим отелям схожей категории, но расположенным ближе к достопримечательностям исторического центра или местам с лучшей транспортной доступностью.
Примечательно, что изначально по указанному адресу предполагалось соорудить Центр реабилитации велоспорта и открытый велотрек. Идея продвигалась под лозунгом проведения в Петербурге Олимпиады-2004. В 1996 году городская администрация передала в бессрочное пользование часть территории ГУП "Стадион им.Кирова" - участок размером 7 га - ЗАО "Центр велоспорта "Локосфинкс", учрежденному Октябрьской железной дорогой. Предполагалось, что владельцем построенного спортивного комплекса станет открытое акционерное общество, в состав которого войдут "Лентрансгаз", Октябрьская железная дорога и другие компании.
Строительство "реабилитационного центра", на выходе трансформировавшегося в коммерческий отель, велось с множеством нарушений. Так, проверкой 2004 года было установлено: возведение здания центра происходит с отклонениями от проектной документации (по проекту строение должно быть 2-этажным, однако на момент инспекции уже было вдвое выше), при этом объект первой очереди – собственно велотрек – не реализован (тогда состояние его готовности оценивалось лишь в 70%; введен в строй в ноябре 2008 года).
История со строительством новой футбольной арены, увы, весьма характерна для установившейся в последние годы практики, когда строительство опережает разработку, экспертизу и согласование требуемого пакета проектных документов.
Выбрав победителя архитектурного конкурса, но не дождавшись разработки и утверждения рабочего проекта, не убедившись в реальности самой возможности его реализации, снесли старый стадион – памятник федерального значения. Строительство стадиона идет "с колес" - параллельно с проектированием, уже когда работы на зачищенной от объекта наследия территории шли полным ходом, город только приступил к разработке проекта планировки территории – западной оконечности Крестовского острова. При этом "вдруг" обнаружилось, что никак не решается одна из главных проблем – транспортная.
По нормам УЕФА, предъявляемым к аренам такого класса, на ближайших подступах к ней должны быть оборудованы автостоянки на 12 тысяч мест. Тогда как резервы территории возле стадиона позволяют разместить парковки максимум на 1700 мест (дальше идет зеленая зона Приморского парка Победы).